Одним из важнейших направлений в деятельности Министерства юстиции как в ушедшем году, так и в наступившем названо реформирование системы правосудия. В интервью для «Судебно-юридической» газеты заместитель министра юстиции Владимир Богатырь рассказал о предстоящих мероприятиях реформирования Фемиды.
- Какие направления судебной реформы, на Ваш взгляд, наиболее актуальны?
- Процесс реформирования судебной системы должен проходить при реализации комплекса мероприятий. В частности, саму реформу правосудия следует провести по трем основным направлениям: 1) совершенствование процедуры отбора судей, 2) ограничение влияния председателей судов по некоторым административным вопросам (например, выдача квартир, кабинетов и пр.), 3) модернизация дисциплинарного производства, причем таким образом, чтобы сам механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности отвечал смыслу сегодняшних жалоб и обращений граждан.
- Каково же основное содержание таких обращений?
- Как показывает статистика, основную категорию обращений составляют жалобы граждан на неправомерные действия судей, на действия государственной исполнительной службы, жалобы, связанные с социальными гарантиями. Вообще за 2009 год Управлением рассмотрения и приема граждан предварительно рассмотрено и зарегистрировано 40 636 обращений граждан. Анализ показывает, что Департамент законодательства о правосудии, правоохранительной деятельности и антикоррупционной политики за 2009 год получил 4 970 обращений. К сожалению, из них жалобы граждан на неправомерные действия судей и нарушения ими действующего законодательства при осуществлении правосудия составили 3850 обращений.
- Каким образом будет происходить модернизация дисциплинарного производства в отношении судей? В СМИ уже неоднократно заявлялось о наличии законопроекта, касающегося дисциплинарной ответственности судей.
- Да, действительно такой законопроект существует. 8 декабря 2009 года состоялось заседание КМУ, на котором были рассмотрены вопросы предупреждения и противодействия коррупции, в том числе и в судебной системе. В связи с этим Минюст разработал законопроект, направленный на совершенствование механизма привлечения судей к дисциплинарной ответственности и на улучшение эффективности функционирования этого института в целом. Основной идеей этого нормативного правового акта выступает создание Дисциплинарной комиссии судей как самостоятельного постоянно действующего органа в системе судоустройства, компетенция которого сводится исключительно к вопросу привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Для повышения оперативности и эффективности рассмотрения вопросов дисциплинарной ответственности предлагается ввести институт так называемых дисциплинарных инспекторов, которые будут осуществлять соответствующие проверки и необходимые процессуальные действия для подготовки материалов и передачи их в Дисциплинарную комиссию судей Украины. Предполагается, что этот институт будет создан как правительственный орган, подчиненный Минюсту. Разумеется, Минюст полномочен проводить профессиональную перепроверку фактов нарушения судьями действующего законодательства.
Именно такая система позволит избежать сосредоточенности функций проверки фактов дисциплинарных проступков судей в одних руках.
- Не будет ли этот законопроект нарушать нормы и принципы международных конвенций, ратифицированных Украиной?
- Конечно, нет. При разработке этого законопроекта были учтены европейские стандарты, в частности, требования Европейской хартии о статусе судей.
Уверен, что этот законопроект позволит усовершенствовать и обеспечить эффективную работу системы правосудия.
Судебно-юридическая газета № 3 (012), 1 февраля 2010 года
http://www.minjust.gov.ua/0/24450
- Какие направления судебной реформы, на Ваш взгляд, наиболее актуальны?
- Процесс реформирования судебной системы должен проходить при реализации комплекса мероприятий. В частности, саму реформу правосудия следует провести по трем основным направлениям: 1) совершенствование процедуры отбора судей, 2) ограничение влияния председателей судов по некоторым административным вопросам (например, выдача квартир, кабинетов и пр.), 3) модернизация дисциплинарного производства, причем таким образом, чтобы сам механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности отвечал смыслу сегодняшних жалоб и обращений граждан.
- Каково же основное содержание таких обращений?
- Как показывает статистика, основную категорию обращений составляют жалобы граждан на неправомерные действия судей, на действия государственной исполнительной службы, жалобы, связанные с социальными гарантиями. Вообще за 2009 год Управлением рассмотрения и приема граждан предварительно рассмотрено и зарегистрировано 40 636 обращений граждан. Анализ показывает, что Департамент законодательства о правосудии, правоохранительной деятельности и антикоррупционной политики за 2009 год получил 4 970 обращений. К сожалению, из них жалобы граждан на неправомерные действия судей и нарушения ими действующего законодательства при осуществлении правосудия составили 3850 обращений.
- Каким образом будет происходить модернизация дисциплинарного производства в отношении судей? В СМИ уже неоднократно заявлялось о наличии законопроекта, касающегося дисциплинарной ответственности судей.
- Да, действительно такой законопроект существует. 8 декабря 2009 года состоялось заседание КМУ, на котором были рассмотрены вопросы предупреждения и противодействия коррупции, в том числе и в судебной системе. В связи с этим Минюст разработал законопроект, направленный на совершенствование механизма привлечения судей к дисциплинарной ответственности и на улучшение эффективности функционирования этого института в целом. Основной идеей этого нормативного правового акта выступает создание Дисциплинарной комиссии судей как самостоятельного постоянно действующего органа в системе судоустройства, компетенция которого сводится исключительно к вопросу привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Для повышения оперативности и эффективности рассмотрения вопросов дисциплинарной ответственности предлагается ввести институт так называемых дисциплинарных инспекторов, которые будут осуществлять соответствующие проверки и необходимые процессуальные действия для подготовки материалов и передачи их в Дисциплинарную комиссию судей Украины. Предполагается, что этот институт будет создан как правительственный орган, подчиненный Минюсту. Разумеется, Минюст полномочен проводить профессиональную перепроверку фактов нарушения судьями действующего законодательства.
Именно такая система позволит избежать сосредоточенности функций проверки фактов дисциплинарных проступков судей в одних руках.
- Не будет ли этот законопроект нарушать нормы и принципы международных конвенций, ратифицированных Украиной?
- Конечно, нет. При разработке этого законопроекта были учтены европейские стандарты, в частности, требования Европейской хартии о статусе судей.
Уверен, что этот законопроект позволит усовершенствовать и обеспечить эффективную работу системы правосудия.
Судебно-юридическая газета № 3 (012), 1 февраля 2010 года
http://www.minjust.gov.ua/0/24450
Комментариев нет:
Отправить комментарий