четверг, 18 февраля 2016 г.

От диктатора до партнера: как Александр Лукашенко добился снятия санкций. Превращению в «рукопожатного» политика президент Беларуси обязан, в том числе, и украинскому кризису.

Не бывает вечных союзников и постоянных врагов, есть только собственные интересы. Этот принцип английской дипломатии оказался очень близок президенту Беларуси. 
Сегодня Минск занимает достаточно прагматичную позицию в отношениях с соседями и извлекает максимальную пользу как в политическом аспекте, предоставляя комфортную площадку для переговорного процесса, так и в экономическом, умело используя взаимное введение санкций всеми соседями.
Как Беларусь избавляется от санкций, и какие преференции в итоге получила и еще получит, специально для Forbes рассказывает Владимир Богатырь, заслуженный юрист Украины, к.ю.н., управляющий партнер адвокатского объединения «Богатырь и партнеры».
Практика снятия и изменения санкций достаточно распространена в политике ЕС и США, и Беларусь – не исключение. Одним из последних и наиболее знаковых примеров стал Иран.
Очевидно, что ни в Тегеране, ни в Минске не произошло резкой смены политического режима, ценностей или формы правления. Однако обе столицы сумели извлечь дивиденды из международного давления на Россию, в чьей политической орбите они находятся. 
Поскольку меры ограничительного характера, применяемые Европейским Союзом к Беларуси, постепенно вводились на протяжении довольно длительного периода времени, их снятие – это в первую очередь политический сигнал о готовности ЕС к взаимодействию, и оно не будет носить определяющий экономический характер. Поэтому вряд ли можно ожидать радикальных изменений в самой Беларуси в связи с их упразднением.
Но политическая элита страны давно адаптировалась к существующим ограничениям, поэтому снятие санкций даст им чисто декоративный эффект. В этом смысле Беларусь с ее относительно небольшой экономикой,  «живущей на свои», оказалась более устойчивой, чем  российский бизнес, который в последние годы активно интегрировался в мировую экономику и разбалован дешевыми внешними заимствованиями.
Следует обратить внимание на то, что снятие санкций с таких безобидных активов, как пивоваренная компания «Раковский бровар» и футбольный клуб «Динамо», произошло в судебном порядке. Совет Европы не сумел представить доказательств того, что влиятельный белорусский предприниматель (Юрий Чиж, владелец ФК «Динамо-Минск» и ГК «Трайпл», которая занимается импортом и переработкой нефти. – Forbes) финансово поддерживал власть в обмен на содействие бизнесу.
Бизнесмен был членом президентского спортивного клуба, занимал пост председателя наблюдательного совета  футбольного клуба «Динамо-Минск» и председателя Белорусской федерации борьбы. Но всего этого оказалось недостаточно для суда ЕС. Последняя судебная практика по подобным искам о снятии санкций указывает на то, что Совет Европы, как и его политические партнеры, во многом руководствуется оценочными категориями вне правовых норм, а органы прокуратуры и внешнеполитические ведомства стран, ходатайствующих о введении санкционных мер в отношении бывших руководителей и иных сограждан, не могут обеспечить надлежащую доказательную базу.
Санкционированные лица имеют право оспорить решение совета ЕС в Европейском суде общей юрисдикции в течение 2 месяцев и 10 дней с введения таких санкций, предоставив  все доказательства. Само заявление должно быть подготовлено и передано непосредственно в совет ЕС.
Как правило, основными доводами со стороны наших клиентов являлись:
• нарушение презумпции невиновности, права на справедливое правосудие и права на защиту;

• превышение советом EC своих полномочий;
• посягательство на право собственности;
• посягательство на право личной неприкосновенности и уважение к частной и семейной жизни, нарушение принципа недопущения дискриминации.


Важно отметить, что основная масса успешных дел в европейских судах по оспариванию санкций велась на английском языке. Ведение процесса на национальном языке, как правило, затягивает обжалование.
Следует ожидать и возможного оспаривания санкций, введенных Украиной. Учитывая зачастую сомнительное качество доказательной базы, предоставляемой правоохранительными органами, о котором уже упоминалось выше, за благополучный исход этих дел в суде ЕС в пользу государства Украина, к сожалению, поручиться нельзя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий