Виталий ДУДИН
«Юридическая практика»
24 января с.г. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла рекомендацию с призывом к Комитету министров подготовить и принять документ под названием «European Convention on the Profession of Lawyer» (Европейская конвенция о профессии юриста). Об этом сообщается на сайте Совета адвокатур и юридических обществ Европы (CCBE). Инициатива разработать такой документ была высказана еще в конце 2016 года, но сейчас она получила большую поддержку. Западные адвокаты требуют учесть при принятии документа практику Европейского суда по правам человека, а также основоположные акты International Bar Association и CCBE. Возможность присоединиться к документу должны иметь и государства, не входящие в Совет Европы.
Необходимость разработки конвенции вызвана как нарушениями прав адвокатов, так и попытками на законодательном уровне пересмотреть границы их свободы. Резонансные события вроде Panama Papers, как отмечает Рутвен Геммель (Ruthven Gemmell), президент CCBE, показали, что «гарантии и профессиональные обязательства могут быть поставлены под сомнение из-за недоразумений и изменения политических приоритетов». Речь, в частности, идет об инициативах по сужению границ адвокатской тайны. Также опасения вызывают упрощенные судебные процедуры, в том числе заочные. «Нельзя отрицать, что политики должны проявлять инициативу и добиваться борьбы с нарушениями, но это не должно причинять ущерб принципам юридической профессии», — считает глава профессиональной организации.
Сделать обязательным
Представление о целях разрабатываемой конвенции дает отчет «The case for drafting a European convention on the profession of lawyer» от 15 декабря 2017 года, подготовленный в рамках Комитета ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека.
Конвенция должна придать обязательную силу тем принципам, которые и так стали общепризнанными. Существующие документы, в том числе Рекомендация № R (2000) 21 Комитета министров государствам-членам о свободе осуществления профессии адвоката (Рекомендация), не были в полной мере эффективными в вопросах защиты адвокатов. Недостаточная эффективность Рекомендации подтверждается нарушениями прав адвокатов как в нашей стране, так и в Боснии и Герцеговине, Польше, Молдове, Грузии и Турции. Наибольшее возмущение вызывают факты убийств адвокатов без надлежащего расследования, допрос адвокатов по делам их клиентов и злоупотребление дисциплинарными производствами.
Предполагается, что ряд положений Рекомендации будет перенесен в конвенцию. Кроме того, острым является вопрос об обеспечении применимости норм. «Нужен механизм защиты на европейском уровне, хотя и в более простой, более быстрой и более непосредственной форме, чем Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод», — говорится в документе «Вклад CCBE в предлагаемую Европейскую конвенцию о профессии юриста» (CCBE contribution on the proposed European Convention on the Profession of Lawyer) от 15 сентября 2017 года. Из данного отчета можно узнать о возможной структуре и содержании конвенции.
В фокусе разрабатываемой конвенции находятся три вопроса:
1) объем и защита профессиональной тайны;
2) определение того, кто является юристом;
3) роль и защита профессиональных органов.
Требуемый минимум
Согласно конвенции, юристы — это объединенные в профессиональную организацию лица, занимающиеся предоставлением юридических услуг. К ним не относятся академики-юристы и юристы-чиновники. Предполагается, что часть гарантий может быть распространена и на «независимых» практикующих юристов. Однако нет единства в том, чтобы предоставить юрисконсультам (внутренним юристам) право защищать информацию профессиональной тайной, так как их коммуникация с клиентом охватывается коммерческой тайной.
Независимость юристов понимается, в частности, следующим образом: «Юристы не должны страдать или подвергаться угрозе любыми санкциями или давлением, действуя в соответствии со своими профессиональными стандартами». Необходимо принять все необходимые меры для обеспечения соблюдения конфиденциальности отношений между адвокатом и клиентом. Любое нарушение этой тайны без согласия клиента влечет за собой санкции.
Вместе с расширением прав документ предусматривает возложение на адвокатов обязанностей, поскольку данная профессия должна соответствовать высоким требованиям. Обязанности юристов по отношению к своим клиентам должны включать следующее:
— консультирование относительно их законных прав и обязательств, а также вероятных последствий и последствий этого дела, включая финансовые издержки;
— принятие юридических мер для защиты, соблюдения и обеспечения соблюдения прав и интересов своих клиентов;
— избежание конфликтов интересов.
Профессиональные органы должны быть саморегулируемыми и не зависимыми от властей. Членство в такой организации является обязательным.
Практический эффект
На первый взгляд многие положения будущей конвенции уже отображены в украинском законодательстве. Поэтому такой документ способен скорее защитить уже имеющийся объем гарантий украинских адвокатов. Хотя дополнительный положительный эффект, связанный с ее возможной ратификацией, все же прогнозируется. «Перечень гарантий адвокатской деятельности будет более широким и более детализированным, чем это предусмотрено статьей 23 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». В таком случае в национальное законодательство необходимо будет внести правки и дополнить соответствующими положениями», — заявил Владимир Богатырь, управляющий партнер АО «Богатырь и Партнеры», к.ю.н. Если изменения не будут внесены в национальный закон, адвокат в любом случае получает дополнительный механизм защиты своих прав в случае их нарушения. В разрабатываемой конвенции также будет прописан четкий механизм, регулирующий вопрос о применении необходимых мер для предотвращения либо пресечения нарушения прав адвоката. «Так, в пункте 6 проекта конвенции говорится о введении двойного механизма систематического и регулярного контроля: во-первых, использование петиций в ПАСЕ, поднимающих нерешенные национальные проблемы, где защита прав, требуемая новой конвенцией, по-видимому, отсутствует; во-вторых, ежегодная система отчетности перед комитетом экспертов о том, как власти решают проблемы», — добавил г-н Богатырь. Высказываются предложения, чтобы расследованием случаев нарушения прав адвокатов занимался орган, действующий схожим образом, как и Платформа Совета Европы по содействию защите и безопасности журналистов.
«Как принятие конвенции повлияет на внутреннее законодательство, повлечет ли за собой какие-либо изменения, предугадать сложно. Но с уверенностью можно сказать, что начнет формироваться новая «юридическая» практика по защите прав адвокатов. Судебная практика будет вынуждена принять во внимание нормы новой конвенции и следовать им, что в свою очередь позитивно скажется на уровне защиты прав адвокатов», — с оптимизмом резюмирует Владимир Богатырь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий