Наиболее вероятным результатом реформы ГБР, затеянной под предлогом интеграции Украины в НАТО, станет банальное освоение денег
Участник нашего Клуба друзей, Владимир Богатырь, заслуженный юрист Украины, подготовил материал, посвящённый государственному органу, польза от работы которого многим в Украине попросту непонятна. Да что там польза - даже смысл и правомочность существования Государственного бюро расследования в нашей стране далеко не всем очевидны. Об этом и рассказано в статье, которую мы сегодня представляем нашим читателям.
Китайское проклятие «чтоб ты жил в эпоху перемен» для украинских чиновников содержит в себе весьма позитивные коннотации. Плохим законодательством и постоянными реформами институтов власти удобно оправдывать отсутствие реальных результатов. При этом можно тратить годы рабочего времени и миллиарды гривен украинских налогоплательщиков, которые покорно содержат реформатов и их подчиненных. Яркий пример этого – Государственное бюро расследований.
Состоятельность – еще через четыре года
Если вы думаете, что со вступлением в силу Закона о ГБР была запущена деятельность правоохранительного органа, полноценно реализующего определённые законом полномочия, задачи и функции, то вы сильно ошибаетесь. Оказывается, принятый 5,5 лет назад законодательный акт не обеспечил возможность ГБР эффективно предупреждать, выявлять, прекращать, раскрывать и расследовать преступления в соответствии с компетенцией.
Очередной инициативой реформирования ГБР законодатель фактически признаёт его институциональную несостоятельность, подтвержденную и президентом, который своим указом решил исправить ситуацию, утвердив Национальную программу под эгидой «Комиссии Украина – НАТО» на 2021 год. Цель документа – до 2025 года в очередной раз создать возможности эффективного предотвращения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. Для этого обещают «унормировать деятельность», «усовершенствовать законодательную базу», «привести штатную численность… к необходимому уровню».
Чтобы персонал правоохранительного органа обеспечивал эффективную работу, предлагается использовать ведомственные образовательные платформы, внедрить системы повышения компетентности путем участия в обучающих (обязательно международных) мероприятиях, создать в системе ГБР учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. Одна из приоритетных задач – обеспечение органа «в полном объеме» соответствующими материально-техническими ресурсами (зданиями, техникой, оборудованием и другим имуществом).
Такое впечатление, что «Программу» о ГБР готовили чиновники самого ГБР, воспользовавшись евроатлантическими устремлениями Украины как поводом для получения преференций. Никаких реальных задач, связанных с обеспечением выполнения существующих задач, критериев эффективности деятельности и механизма контроля расходования бюджетных средств в ней нет.
Результаты работы и проблемы практики
Законодатели постоянно пекутся об улучшении условий работы молодого правоохранительного органа: с 2015 года уже было принято 11 изменений закона, а число проектов на сайте Верховной Рады перевалило за два десятка. В Конституционном Суде также находится ряд обращений и представлений относительно закона… Но проблемы только накапливаются.
Напомним их:
- тлеющая коллизия о полномочии президента назначать руководителя,
- несовпадение данных в Реестре предприятий с фактическим местом нахождения органа, позволяющая манипулировать подсудностью,
- дублирование подследственности, при которой резонансные дела в отношении одних и тех же категорий госслужащих расследуются ГБР одновременно с НАБУ, СБУ или Нацполицией…
Не так давно в парламенте были представлены итоги работы ведомства за 2020 год. Отчет в красивой обертке коммерческой презентации (документ можно самостоятельно оценить здесь, здесь и здесь) оказался формальностью. Например, противоречия данных об объявленных подозрениях в уголовных делах: таковых, по информации ГБР, было 3945 дел, а, по мнению Офиса Генпрокурора, – 2601.
Если же проанализировать уголовные производства, завершенные передачей материалов в суд, а их заявлено 2601, то окажется, что 40% (1054 дела) – это самовольное оставление воинской части. Не те темы, которые следовало бы ожидать от ведомства, занимающегося «резонансными» делами топ-чиновников. В отчете также нет цифр о количестве открытых производств и дел, завершенных постановлением приговора судом как реального показателя качества работы. Вывод: пиар в работе правоохранительного органа преобладает над реальной правоохранительной функцией.
В постоянном росте… потребления
В то же время ведомство по документам постоянно реформаторски «раздувается», что требует все больших ресурсов, в которых ему никогда не отказывают.
Расходы бюджета на оплату труда сотрудников центрального аппарата ГБР увеличились по сравнению с прошлым годом почти в четыре раза, а укомплектованность штата ГБР за это время выросла менее значительно (с 55% до 65%).
В январе 2021 года работникам центрального аппарата было выплачено 46,7 млн гривен (заработная плата – 11,7 млн, денежное обеспечение – 35 млн). Для сравнения: в январе 2010 года общая сумма составляла 12,8 млн гривен. В феврале 2021 года затраты были уже на уровне 48,6 млн гривен (в феврале 2020-го – 13,4 млн).
Причем только содержание одного заместителя директора ГБР стоит украинцам более 2 млн гривен в год (см. декларации здесь и здесь). Президентская «Программа» также продолжает традиции роста потребления средств.
Прозрачность с ограниченным доступом
Но проконтролировать расходование денег чиновниками ГБР у граждан, которые фактически их содержат, возможности нет. Пытаясь найти ответ на вопрос – как так получилось, что ведомство регистрировалось по фиктивным адресам, и кто должен нести за это ответственность, – мы направили запросы на получение публичной информации о результатах проведенных ревизий Государственной аудиторской службой и Счетной палатой.
Аудиторы ответили, что они действительно проводили плановую выездную ревизию финансово-хозяйственной деятельности ГБР за период с 2017-го до I полугодия 2020 года и даже составили акт. Но этому акту присвоен гриф «Секретно». Аналогичная ситуация и со Счетной палатой, которая в 2020 году провела аудит эффективности использования ГБР бюджетных средств. Отчет о результатах аудита был рассмотрен на заседании палаты: ему присвоили гриф «Для служебного пользования».
Скрывать информацию об эффективности и целесообразности расходов позволяет Свод сведений, составляющих государственную тайну (ССГТ). Согласно действующей редакции, на результаты финансового аудита ГБР сегодня можно вполне «натянуть», например статью 4.5.2 (сведения о номенклатуре, фактическом наличии, финансировании, потребностях в обеспечении основными средствами, вооружением, военной техникой).
Более того, данные о штатной численности ГБР, фактической укомплектованности должны быть секретной информацией. Однако ГБР не делает из этого никакого тайны (чтобы актуализировать свои проблемы): в его отчете за 2020 год обозначено, что общая укомплетованность ведомства работниками составляет 65% (зато есть данные о гендерном представительстве и возрастных группах). И ССГТ как бы и не помеха!
Зато при обжаловании в судах действий руководства ГБР, этот орган ссылается на какие-то мифические дискреционные функции, забывая о том, что непосредственную ответственность за внесение недостоверных данных о местонахождении в Государственный реестр юридических или отдельные документы несут руководители этого органа. Подобная практика имеет признаки подлога. И писать юристу об этом ещё сложнее, ибо не известна дата публикации Инструкции о порядке проведения служебных расследований в отношении работников ГБР. Выходит: сами себя проверяют по порядку, который сами и определяют. И с текстом периодически изменяющегося документа можно ознакомиться только на сайте этого органа.
В то же время 10 ноября 2020 года «обезглавленное» ведомство объявило конкурс на должность первого заместителя директора ГБР. Прошло более полугода, а результатов конкурса нет. Каких ещё реформ вам не хватает?
***
Рассчитывать на эффективное расходование бюджетных средств, выделяемых на становление и развитие Государственного бюро расследований, вряд ли стоит. Ибо, пока проводятся реформы, можно смело осваивать деньги, расширять штат, увеличивать зарплату, усиливать охрану, обзаводиться недвижимостью, создавать новые учреждения - и при этом не отвечать за результаты самой работы, ради которой ведомство создавалось. Результаты в нужном ключе подаст PR-отдел, а финансово-хозяйственную сторону деятельности всегда можно прикрыть гостайной и скрыть неудобные цифры от любопытных глаз.
https://klymenko-time.com/novosti/gosudarstvennoe-buro-rassledovanij-ukraine-secrets/
Комментариев нет:
Отправить комментарий