.
Китайское проклятие «чтоб ты жил в эпоху перемен» для украинских чиновников содержит в себе весьма позитивные коннотации. Ибо плохим законодательством и перманентными реформами институтов власти удобно оправдывать отсутствие реальных результатов. При этом на наведение порядка в своем секторе можно тратить годы рабочего времени и миллиарды гривен налогоплательщиков, которые покорно содержат реформатов и их подчиненных. Ярким примером этого является Государственное бюро расследований.
Состоятельность — еще через 4 года
Если вы думали, что со вступлением в силу закона «О Государственном бюро расследований» была запущена деятельность правоохранительного органа, полноценно реализующего, определённые законом, полномочия, задачи и функции, то вы сильно ошибаетесь. Оказывается, принятый 5,5 лет назад законодательный акт не обеспечил возможность ГБР эффективно предупреждать, выявлять, прекращать, раскрывать и расследовать преступления в соответствии с компетенцией.
Очередной инициативой по реформированию ГБР законодатель фактически признаёт его институциональную несостоятельность, что нормативно подтвердил и Президент, который решил исправить ситуацию и своим указом от 11.05.2021 №189/2021, утвердив Годовую национальную программу под эгидой комиссии Украина — НАТО на 2021 год.
Целью №1.4.5 этого документа в очередной раз ставится задача создания возможности обеспечения эффективного предотвращения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. Предполагается достичь эту цель к 2025 году, когда уже пройдут очередные парламентские и президентские выборы. Для этого снова обещают «унормировать деятельность», «усовершенствовать законодательную базу», «привести штатную численность… к необходимому уровню».
Чтобы профессиональный и квалифицированный персонал правоохранительного органа обеспечивал эффективную работу, предлагается использовать ведомственные образовательные платформы, внедрить системы повышения компетентности путем участия в обучающих (обязательно международных) мероприятиях, создать в системе ГБР учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.
Ну и, конечно, одной из приоритетных задач, по мнению Президента, должно стать обеспечение органа «в полном объеме» соответствующими материально-техническими ресурсами (зданиями, техникой, оборудованием и другим имуществом).
У внимательного читателя может сложиться ощущение, что блок программы относительно ГБР готовили чиновники самого ГБР, воспользовавшись евроатлантическими устремлениями Украины, как поводом для получения преференций под свое развитие. Никаких реальных задач, связанных с обеспечением выполнения уже существующих задач на практике, критериев эффективности деятельности, а также механизма контроля за расходованием бюджетных средств (то есть ответственности за планируемое), программа не содержит.
Результаты работы и проблемы практики
Впрочем, нельзя говорить, что состоятельностью ГБР в стране озаботились лишь сейчас. Законодатели постоянно пекутся об улучшении условий работы молодого правоохранительного органа: к закону с 2015 года уже было принято 11 изменений, а количество актуальных проектов на сайте Верховной Рады перевалило за два десятка. В Конституционном Суде также находится ряд обращений и представлений относительно закона… Но вот беда: проблемы никуда не деваются и только накапливаются.
Здесь будет уместным вспомнить те из них, которые активно обсуждаются в профессиональном сообществе: тлеющая коллизия в вопросе полномочий Президента назначать руководителя, несовпадение данных в реестре предприятий с фактическим местом нахождения органа, позволяющае манипулировать подсудностью, дублирование подследственности, при которой резонансные дела в отношении одних и тех же категорий госслужащих расследуются ГБР одновременно с НАБУ, СБУ или Нацполицией…
Да и на практике не все так радужно. Относительно недавно на комитетских слушаниях в парламенте были представлены итоги работы ведомства за 2020 год. Отчет в красивой обертке коммерческой презентации (документ можно самостоятельно оценить здесь, здесь и здесь) на поверку оказался если не мыльным пузырем, то наверное формальностью, на которую участники не обратили должного внимания. Хотя бы взять противоречия в данных об объявленных подозрениях в уголовных делах: таковых по информации ГБР было 3945 дел, а по мнению Офиса Генпрокурора – 2601.
Если же сделать качественный срез главного показателя работы (уголовные производства, завершенные передачей материалов в суд, каковых заявлено 2601), то окажется, что 40% (1054 дела) – это самовольное оставление воинской части. Это совсем не те показатели, которые следовало бы ожидать от ведомства, занимающегося «резонансными» делами топ-чиновников
С другой стороны, отсутствуют цифры о количестве открытых производств (начальная стадия) и дел, завершенных вынесением судом приговора, как реальный показатель качества работы. Все это свидетельствует о том, что составляющая пира в работе правоохранительного органа сегодня весьма значительна и преобладает над реальной правоохранительной функцией.
В постоянном росте… потребления
В то же время, ведомство постоянно развивается (по крайней мере по документам) или же просто реформаторски «раздувается», что требует все больших ресурсов, в которых, ему не отказывают. Так, расходы бюджета на оплату труда сотрудников центрального аппарата ГБР по сравнению с прошлым отчетным годом увеличились почти в 4 раза, а укомплектованность штата ГБР за это время росла значительно меньшим темпами (с 55% до 65%).
В январе 2021 года работникам центрального аппарата было выплачено 46,7 млн грн. (заработная плата — 11,7 млн грн., денежное обеспечение — 35 млн грн.). Для сравнения в январе прошлого года общая сумма составляла 12,8 млн грн. В феврале 2021 года затраты были уже на уровне 48,6 млн грн. (в феврале 2020 – 13,4 млн грн.). Причем только содержание одного заместителя директора ГБР стоит украинцам более 2 млн грн. в год (смотри декларации здесь и здесь).
Да и президентская национальная программа (указ №189/2021) продолжает традиции роста потребления чиновниками средств на свое существование. Ведь наверняка пункты программы станут основанием для увеличения расходов в связи обещаниями перед НАТО обеспечить ГБР материально-техническими ресурсами (зданиями, оборудованием), а также создать ведомственную науку и учебные заведения.
Прозрачность с ограниченным доступом
А вот проконтролировать расходование денег чиновниками ГБР у граждан, которые фактически их содержат, возможности вообще нет. Пытаясь найти ответ на вопрос, как так получилось, что ведомство регистрировалось по фиктивным адресам и кто должен нести за это ответственность, были направлены запросы на получение публичной информации о результатах проведенных ревизий Государственной аудиторской службой и Счетной палатой.
Аудиторы ответили, что согласно своим планам, они действительно проводили плановую выездную ревизию финансово-хозяйственной деятельности ГБР за период 2017 — І полугодие 2020 года и даже составили акт. Но вот незадача: этому акту (который между прочим позже лег в материалы уголовного дела НАБУ) присвоен гриф «Секретно», поэтому предоставить его нет никаких возможностей. Иными словами, мы проверили, нашли нарушения, которые изучает смежное ведомство, но вам знать о них не положено!
Похожая ситуация сложилась и со Счетной палатой, которая в 2020 году провела аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности ГБР. Отчет о результатах аудита был рассмотрен на заседании палаты и ему присвоили гриф «Для служебного пользования». Интересно, что по результатам аудита Счетная палата даже не получила от ГБР плана мероприятий по реализации и внедрению рекомендаций.
Фактически скрывать информацию об эффективности и целесообразности расходов вполне позволяет Свод сведений, составляющих государственную тайну. Так, согласно действующей редакции (приказ СБУ от 23.12.2020 №383, вступил в силу 29.01.2021), на результаты финансового аудита ГБР сегодня можно вполне «натянуть», например, ст.4.5.2 (сведения о номенклатуре, фактическом наличии, финансировании, потребностях в обеспечении основными средствами, вооружением, военной техникой).
Интересно, что сведения о штате ГБР, штатной численности, фактической укомплектованности по штату по совокупности всех показателей в целом должны быть совершенно секретной информацией (см. ст.4.1.10 ССГТ). Однако ГБР не делает из этого никакого секрета (очевидно, чтобы подсветить свои проблемы): в его отчете за 2020 год большими цифрами обозначено, что общая укомплетованность ведомства работниками составляет 65%. Более того, даются данные о гендерном представительстве в разрезе работников, начальников, рядового и начальствующего состава, и даже относительно распределения сотрудников по возрастным группам.
Похоже, что данный нормативно-правовой акт используется в тех случаях, где это удобно. Если же для пиара надо подсветить выгодную информацию, ССГТ как бы и не помеха!
Абсурд ситуации заключается и в том, что при обжаловании в судах действий руководства ГБР, этот орган ссылается на какие-то мифические дискреционные функции, забывая о том, что непосредственную ответственность за внесение недостоверных данных о местонахождении в государственный реестр юридических или отдельные документы несут руководители этого органа, являющиеся госслужащими. Строго говоря, подобная практика имеет признаки подлога. Писать юристу об этом ещё сложнее, так не известна даже дата опубликования Инструкции о порядке проведения служебных расследований в отношении работников ГБР. Сами себя проверяют по порядку, который сами определяют и с эталоном этого периодически изменяющегося документа можно ознакомиться только на сайте этого органа.
10 ноября 2020 года «обезглавленное» ведомство объявило конкурс на должность первого заместителя директора ГБР. Прошло 6 месяцев, а результатов конкурса нет. Непонятно каких ещё реформ не хватает?
Правовая неопределённость в деятельности правоохранительных органов приводит к отсутствию элементарного порядка является одной из главных проблем нашего государства.
***
Поэтому рассчитывать на эффективное расходование бюджетных средств, выделяемых на становление и развитие Государственного бюро расследований, вряд ли стоит. Ибо пока идут реформы можно смело осваивать деньги, расширять штат, увеличивать зарплату, усиливать охрану, обзаводиться недвижимостью, создавать новые учреждения и при этом не отвечать за результаты самой работы, ради которой ведомство создавалось. Точнее, эти результаты в нужном ключе качественно подаст пиар-отдел. А финансово-хозяйственную сторону деятельности всегда можно прикрыть гостайной и, тем самым, скрыть неудобные цифры от любопытных глаз.
https://zib.com.ua/ru/147685-naibolee_veroyatnim_rezultatom_reformi_gbr_stanet_banalnoe_o.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий